ВИКТОРИН МАРИЙ


ВИКТОРИН МАРИЙ
    ВИКТОРИН МАРИЙ (Caius Marius Victorinus) (4 в. н. э.), представитель христианского неоплатонизма. По сообщению Иеронима, «уроженец Африки, обучавший риторике в Риме при имп. Константине» (337-361). В старости обратился в христианство.
    Своими переводами с греческого В. открыл для философской мысли латинского Запада ряд сочинений Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), Плотина и Порфирия («О пяти общих понятиях»). Вероятно, переводил также Ямвлиха («О богах»). Кроме того, В. написал ряд сочинений по риторике и диалектике: «О гипотетических силлогизмах», «Об определениях», а также ряд комментариев к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахождению»). Однако собственно философской заслугой В. было то, что он дал «первое систематическое изложение учения о Троице» (П. Анри). Написанные им после обращения в христианство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание "единосущего"», прославленные своей «темнотой», представляют собой первую на Западе попытку утилизации неоплатонической доктрины при разработке христианской догматики. В частности, В. использовал намеченную Плотином и развитую Порфирием умную триаду бытие-жизнь-ум, в соответствии с которой он понимал соотношение лиц Троицы. Отец есть бытие, или сущность, субстанция. Сын есть определение этого бытия, причем это определение происходит в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря которому бытие проявляет, актуализует себя (жизнь, Иисус Христос); в возвращении к себе самому (ум, Дух Святой). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу: Отец - бытие по преимуществу, Иисус Христос - жизнь по преимуществу и жизнетворческая активность, Дух Святой - ум по преимуществу и активность светолития. Однако в ряде текстов Отец понимается у В. как Единое, Сын - как Едино-Единое; Отец как «не-сущее превыше сущего», «Пред-сущее», Сын - как Сущее. Различие лиц Св. Троицы также понимается у В. достаточно своеобразно, поскольку Иисус Христос и Дух Святой объединяются им в Сыне как два его аспекта: Отец отличается от Сына как бытие от движения, а в Сыне два типа движения противопоставлены как жизнь и ум.
    Неоплатонизм В. не всегда достаточно жестко ограничен рамками христианского вероучения. Размышления над исконно неоплатонической проблемой Единого и порождения им Ума (инспирированные, вероятно, Порфириевым комментарием на «Парменида») часто протекают у В. вне прямой связи с тринитарной проблемой, чем объясняется «темнота» его сочинений и их сравнительная непопулярность у современников и позднейших мыслителей. Сурово отзывается о сочинениях В. Иероним, ему вторит Орозий. В. был известен Гинкмару Реймсскому, Алкуину и Иоанну Скоту Эриугене; с ним знаком Николай Кузанский, который, однако, советует подходить к В. с осторожностью.
    Историки философии открывают В. в конце 19 в. Текст его сочинений у Миня (PL 8) изобилует ошибками. Критические издания его теологических сочинений были предприняты только в 60-70-е годы 20 в.
    Соч.: Marins Victorinus. Traités théologique sur la Trinité. Texte et. par P. Henry, introd., trad, et comm. par P. Hadot. P., 1960 (SC 68-69); Opera theologica. Ed. A. Locher. Lpz., 1976; Commentarii in apostolum. Ed. A. Locher. Lpz., 1972; Marins Victorinus. Christlicher Piatonismus: Die theologischen Schriften des Marius Victorinus. Übers, ν. P. Hadot und U. Brenke. Ζ.; Stuttg., 1967; Марий Викторин. Против Ария. Книга вторая. Пер. О. Е. Нестеровой, - Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. М., 1998, с 36-54.
    Лит.: Henry P. The «Adversus Arium» of Marius Victorinus, the first systematic exposition ofthe doctrine of the Trinity, -JThS,n. s. 1,1950, p. 42-55; Hadot P. Porphyre et Victorinus. T. I—II- P., 1968; Idem. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. P., 1971 ; Clark M. The Neoplatonism of Marius Victorinus the Christian, - Neoplatonism and early Christian thought. L., 1981, p. 153-159; Colish M. L. The Neoplatonic tradition: the contribution of Marius Victorinus, -Neoplatonic tradition. Cologne, 1991, p. 57-74; BergnerK. Der Sapientia-Begriff im Kommentar des Marius Victorinus zu Ciceros Jugendwerk «De inventione». Fr./M., 1994; Cooper S. A. Metaphysics and morals in Marius Victorinus' commentary on the Letter to the Ephesians: a contribution to the history of neoplatonism and Christianity. N. Y, 1995; Фокин А. P. Христианский платонизм Мария Викторина. M., 2007.
    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ВИКТОРИН МАРИЙ" в других словарях:

  • Викторин Марий — (Gaius Marius Victorinus) (IV в.), римский писатель, учитель риторики. Перевёл на латинский язык сочинения Аристотеля и греческих неоплатоников. Обратившись в христианство, комментировал послания апостола Павла и написал трактат «Против Ария». *… …   Энциклопедический словарь

  • ВИКТОРИН МАРИЙ — [Гай Марий Викторин; лат. Gajus Marius Victorinus] (между 281 и 291, Сев. Африка между 382 и 386, Рим), богослов, философ и ритор. В. М. род. в рим. пров. Африка, где получил хорошее риторическое образование, начал преподавательскую деятельность… …   Православная энциклопедия

  • Викторин Марий (Gaius Marius Victorinus) — (IV в.), римский писатель, учитель риторики в Риме. Перевёл на латинский язык сочинения Аристотеля и греческих неоплатоников. Обратившись в христианство, комментировал послания апостола Павла и написал трактат «Против Ария» …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАРИЙ ВИКТОРИН —         (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка, после 362), рим. философнеоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич. работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти общих… …   Философская энциклопедия

  • Викторин — (Victorinus) латинское Иноязычные аналоги: англ. Victorinus итал. Vittorino польск. Wiktoryn фр. Victorin чеш …   Википедия

  • ВИКТОРИН (Victorinus) Марий — (4 в.) древнеримский писатель, учитель риторики в Риме. Перевел на латинский язык сочинения Аристотеля и греческих неоплатоников. Обратившись в христианство, комментировал послания апостола Павла и написал трактат Против Ария …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАРИЙ ВИКТОРИН — (Marius Victorinus) (275 после 362) римский философ неоплатоник. Перевел на латинский язык логические работы Аристотеля, сочинения Плотина, Порфирия. В конце жизни обратился в христианство, в его трактатах впервые на латинском Западе в разработке …   Большой Энциклопедический словарь

  • Викторин — Викторин, Гай Марий (по прозвищу Афр); Victorinus, Gaius Marius, ок. 300–ок. 363 гг. н. э., римский грамматик, ритор и философ. Происходил из Африки, работал в Риме. Приблизительно в 355 г. стал христианином (обращение В. описал Августин).… …   Античные писатели

  • Викторин (император) — Марк Пиавоний Викторин лат. Marcus Piavonius Victorinus …   Википедия

  • Марий (император) — Марк Аврелий Марий лат. Marcus Aurelius Marius …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.